История одной общины
Освободить историю от слухов и домыслов - задача не только историков, но и журналистов. Конечно, её не решишь в рамках одной статьи. Но попытаться всё-таки стоит. История еврейской общины, в силу известных причин, всегда вызывала повышенный интерес. Между тем и она вполне может быть достоверным рассказом, освобождённым от ненужных наслоений….
Первое упоминание о евреях в городе Аугсбурге относится к 1212 году. Именно под этим годом в аугсбургских хрониках упомянут еврей Йозеф. Конечно, евреи могли появиться на берегах Леха и намного раньше, но установить, когда именно это могло произойти, без документов невозможно. Историки считают, что в 1230-1235 годах в Аугсбурге уже существовала небольшая, численностью в несколько десятков семей. еврейская община. Еврейское кладбище упомянуто под 1231 годом. Под 1259 годом уже упоминаются и синагога, и здание управления еврейской общиной. А в 1290 году евреи попросили у городского совета разрешение на строительство своей бани, мотивируя это прошение религиозными соображениями. Спустя некоторое время в Аугсбурге в комплекс зданий еврейской общины уже входили не только синагога, управление и баня, но и своя пекарня, дом для танцев и дом для занятий. Пекарня была нужна, чтобы печь для членов общины пресный хлеб, дом для танцев, чтобы справлять там праздники и свадьбы, а дом для занятий, чтобы было где изучать Тору.
Раввин аугсбургской общины пишется в хрониках как «Judenmeister“ или „Judenbischof“. В его обязанности входило следить за соблюдением членами общины не только религиозных, но и светских предписаний, под которыми можно понимать и указания совета общины, и указания Аугсбургского городского совета. В средневековой Европе это было очень похоже на власть католических епископов на подвластных им землях, поэтому раввина и называли тогда «еврейским епископом».
Постепенно, за счёт активного участия в торговле и финансовых операциях, благосостояние верхушки еврейской общины стало увеличиваться. Это было связано с существовавшим в средние века церковным запретом для христиан заниматься тем, что сейчас называют банковской деятельностью -кредитованием под залог имущества. Но рост зажиточности части еврейской общины вызывал резко отрицательную реакцию у наиболее агрессивно настроенных горожан. Не в последнюю очередь это было связано с желанием влиятельных должников избавиться от необходимости отдавать долги.
В 1348-1349 годах в Европе разразилась страшная эпидемия чумы, уничтожившая в итоге от четверти до трети населения во многих странах. Масштабы эпидемии были тесно связаны со скученностью и теснотой в средневековых городах и пренебрежением правилами гигиены. Между тем религиозные предписания евреев диктовали им постоянное соблюдение гигиенических правил - и в результате этого потери от чумы среди еврейского населения были относительно невелики. Обычный при массовых бедствиях психоз на этот раз нашёл свою цель в еврейских общинах. Их относительная неуязвимость в условиях повальной эпидемии и сама по себе вызывала подозрение в том, что здесь не обошлось без колдовства. А традиционная неприязнь к чужакам толкала к выводам, что, помимо колдовства, евреи занимаются и порчей, насылая чуму на христиан и отравляя источники. Евреи были убиты или изгнаны из городов Германии во многих местах в то время, в том числе и в Аугсбурге. И хотя в хрониках под 1355 годом снова отмечены в Аугсбурге 18 еврейских семей, ненависть и подозрительность со стороны христиан делали их пребывание в городе очень опасным. Евреи были обложены очень высоким налогом, их дома снова поджигались, а имущество подвергалось разграблению. В 1434 году городской совет Аугсбурга обязал всех евреев носить на свое одежде жёлтый круг, как символ своего чужеродства, но и этого оказалось мало. В 1438 году решением городского совета все евреи были изгнаны из Аугсбурга, и, как оказалось, на несколько столетий. Жилища евреев были конфискованы, синагога и другие общественные здания превратились в дома для горожан, а надгробные камни на еврейском кладбище - в стройматериал. Вплоть до рубежа 18 и 19 веков евреев в Аугсбург на постоянное место жительства больше не пускали.
Следующая глава истории евреев в Аугсбурге началась на закате существования Аугсбурга как свободного имперского города. В 1806 году Аугсбург потерял свою независимость и вошёл в состав Баварии. С этого года появление в городе еврейского населения уже не зависело от воли городских советников. К тому же именно в этот период Аугсбургу для развития понадобились деньги еврейских банкиров: для широко развернувшегося строительства. Здесь прежде всего надо назвать имена аугсбургского банкира Арнольда Селигмана и его брата Симона, жившего в Мюнхене. Они были соучредителями Баварского ипотечного и учётного банка, чьи кредиты и ссуды под учётные векселя стали финансовой основой для развития рынка недвижимости в Аугсбурге.
С самого начала 19 века еврейское население в Аугсбурге непрерывно увеличивалось. Это были люди самых разных профессий: ремесленники, торговцы, врачи, адвокаты. Естественно, что рост численности еврейской общины вызвал и объективную потребность в синагоге. Она появилась в 1858 году в Зимнем переулке (Wintergasse), а уже в 1863 году была расширена. Но так как еврейское население продолжало расти, к началу 20 века и это здание стало слишком маленьким. В 1911 году уже был составлен архитектурный план строительства на Halderstrasse целого комплекса, состоящего из синагоги и соседних зданий. Строительство началось в 1914 году, незадолго до начала Первой Мировой войны, и было закончено, несмотря на события войны, в 1917-м. В это время еврейское население составляло всего около одного процента жителей Аугсбурга ( 1200 человек), но среди него была очень значительная прослойка обеспеченных, зажиточных людей. Еврейские банкиры полностью или частично владели около 20 банками в Аугсбурге, доля еврейского капитала была существенной в системе оптовой и розничной торговли, и многие евреи были, в свою очередь, трудоустроены в фирмах своих единоверцев. Но неверно полагать, что финансы и торговля были единственной областью для евреев. Многие евреи трудились также в текстильной и химической промышленности, развитой в то время в Аугсбурге. Среди евреев было немало известных и уважаемых в городе врачей, адвокатов, художников и музыкантов. Жизнь еврейской общины была в тот период очень оживлённой, насыщенной не только религиозными, но и светскими событиями.
Грозовые тучи над еврейским населением Аугсбурга начали сгущаться ещё до прихода Гитлера к власти. Осквернения еврейского кладбища нацистами на Haunstetterstrasse неоднократно случались в 1924-1930 годах. Но тогда это всё-таки были только экстремистские выходки, не имеющие отношения к государственной политике и расследовывавшиеся полицией. Всё изменилось в 1933 году, когда Гитлер пришёл к власти. Напряжение нарастало с каждым годом, пока не настала «Хрустальная ночь» 10 ноября 1938 года. В эту ночь нацисты подожгли аугсбургскую синагогу. Пожар был вскоре потушен, так как синагога прилегает вплотную к соседним зданиям и пламя могло распространиться на всю улицу. Но атмосфера разорения и запустения с тех пор стала реальностью для еврейской общины Аугсбурга. Из 1030 евреев, живших в Аугсбурге, около половины сумели уехать из Германии в другие страны, 35 человек - в Палестину, 113- в другие области Германии. Оставшиеся были собраны в одно здание и в 1942 году депортированы в концлагеря.
После окончания войны в Аугсбург вернулись только 25 человек, а в целом в Швабию около 300 человек. Но именно еврей, Людвиг Дрейфус, был назначен американскими оккупационными властями первым послевоенным бургомистром Аугсбурга. Так или иначе еврейская община стала восстанавливаться. В 1946 году была основана новая община Аугсбурга - Швабии. В 1963 году в аугсбургской синагоге уже прошли первые службы. Вскоре был основан и музей при синагоге, собравший, в результате пожертвований частных лиц и государственных музеев Баварии, значительную коллекцию предметов иудейского культа и бытовой культуры иудаизма. Жизнь еврейской общины города восстанавливалась: не та, что была раньше, но всё равно, достаточно полнокровная и следующая традициям. Правда, до начала массовой эмиграции из стран бывшего Советского Союза численность еврейской общины в городе росла очень медленно. В 1987 году в ней состояли только 247 человек. Ситуация начала меняться в 1990 году, когда рухнул «железный занавес». В Аугсбург стали приезжать евреи из СССР. Сейчас численность еврейской общины Аугсбурга - 1800 человек, и её основной язык – русский. Времена изменились: на этот раз к лучшему.
Артур Гутман